.
Программа_ЖУРНАЛИСТИКА
Журналистика – срочная словесность.
В.И. Даль
В наше время стремительно развиваются средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, меняется информационная структура общества. В таких условиях требуется новый подход к формам работы с детьми: современные технологии могут стать инструментом познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из интернета.
Программа Клуба юных журналистов призвана выявить профессиональные качества, способности и интересы ребят-участников, расширить кругозор, она поможет оценить творческий потенциал, а также понять, как анализировать и лучше понимать устное и печатное слово. Ребята научатся творчески мыслить и развиваться, свободно писать на любые темы, при этом интересно рассказывать о происходящих вокруг них событиях.
Занятия в Клубе помогут участникам познакомиться с журналистикой как профессией и областью литературного творчества. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятия ребята напишут материалы в разных газетных жанрах, научатся самостоятельно делать правку авторского текста, поучаствуют в конкурсах, творческих мастерских, деловых играх, в мастер-классах, на которых пообщаются со специалистами по интересующим темам. Участники Клуба попробуют себя в роли настоящих журналистов – лучшие их работы будут напечатаны на сайте и страницах районной газеты «Узвышша», на сайте Центра творчества детей и молодежи.
Коммуникативная направленность обучения по этой программе даст участникам возможность научиться быстро адаптироваться в изменяющемся социуме и общаться с различными типами собеседников, работать как индивидуально, так и в коллективе.
Т.о., программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности и предусматривает теоретическую и практическую части. Система занятий построена таким образом, чтобы каждый раз участники Клуба узнавали что-то новое, обогащали словарный запас, приобретали навыки самостоятельной работы, учились писать журналистские материалы в различных жанрах. Для этих целей предусматриваются групповые и индивидуальные занятия. Количество ребят в учебной группе не должно превышать 15 человек.
ФОРМЫ занятий, предусмотренные программой:
- индивидуальная, групповая и коллективная деятельность;
- теоретические занятия;
- теоретические занятия;
- ролевые игры;
- выполнение развивающих заданий;
- работа с прессой – обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование;
- подготовка материалов для публикаций в прессе и на сайтах;
- активные методы формирования системы общения: опрос, свободная творческая дискуссия, встречи с сотрудниками редакции и интересными людьми;
- работа со справочной литературой – словарями, справочниками, энциклопедиями, Википедией и т.п.;
- участие в мероприятиях, конкурсах.
СРОК реализации программы: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с годовой нагрузкой в 216 часов.
НОВИЗНА программы (отличительные особенности): программа даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая участников Клуба в систему СМИ, помогает участникам Клуба создать портфолио из напечатанных в СМИ работ.
ЦЕЛЬ программы:
- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности через постижение основ журналистского мастерства.
В ходе обучения реализуются следующие ЗАДАЧИ.
Обучающие:
- изучать теоретические основы журналистского мастерства;
- формировать практические умения в области журналистики и стилистики;
- формировать навыки совместной деятельности, диалогового общения, культуры общения с миром средств массовой информации;
- развивать умение работать в разных жанрах публицистического стиля;
- развивать умение работать с диктофоном, компьютером, осваивать азы работы с фотоаппаратом;
- формировать практические навыки создания тематической странички в районной газете.
Воспитывающие:
- формировать представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- формировать осознанное отношение к журналистике как виду общественной деятельности;
- формировать потребность в постоянном повышении информированности, расширении кругозора;
- формировать культуру речи, общения и поведения в социуме;
- воспитывать активную жизненную позицию, социальную активность;
- формировать нравственные основы личности будущего журналиста;
- помогать в первичной профориентации.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к медиасфере;
- всестороннее развивать творческие способности;
- развивать наблюдательность, внимание к окружающему миру;
- психологически подготовить к профессии журналиста;
- развивать образное и логическое мышление;
- развивать умение выступать устно и письменно;
- развивать интерес к изучению гуманитарных дисциплин (русский и белорусский языки, литература, история, обществознание, право);
- вырабатывать индивидуальные особенности языкового стиля;
- развивать коммуникативные и деловые качества – такие, как самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность;
- развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- развивать потребности в саморазвитии.
СТРУКТУРА программы: весь учебный материал разделен на 30 тем. В каждой теме предусмотрены теоретическая и практическая части. Превалируют практические задания, во время выполнения которых участники Клуба осваивают теоретические основы курса.
По окончании программы проводится конкурс юных журналистов «С лёгким жанром!» и выпуск сборника, который соберет лучшие работы участников Клуба, написанные за период обучения.
КРИТЕРИИ оценки результатов:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики, опубликованные на сайте и на страницах издания «Узвышша»;
- самостоятельная подготовка к публикации материалов для сайта ЦТ;
- результаты участия в творческих конкурсах и выставках;
- личное портфолио каждого участника Клуба.
Главный критерий – подготовленный к публикации материал. Конечно, не все ребята способны освоить материал программы в одинаковой степени, у каждого из них свои интересы, предпочтения и возможности, потому предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.
Материально-методическое обеспечение:
1. Хорошо освещенный и проветриваемый кабинет с достаточным количеством столов и стульев для 15 человек. Компьютер с возможностью подключиться к интернету, принтер, сканер, фотоаппарат. Доска или флипчарт, маркеры, ножницы, клей, скотч, бумага.
2. Учебно-методическое обеспечение: газеты, журналы, книги по темам, касающимся журналистики, стилистики русского и белорусского языков, словари, пособия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Введение в программу. |
1 |
2 |
3 |
2 |
Журналистика как профессия и вид общественной деятельности. |
2 |
1 |
3 |
3 |
Медиасфера Беларуси и г. Дзержинска. |
2 |
1 |
3 |
4 |
Основы коммуникации для журналистов. |
2 |
4 |
6 |
5 |
Темы для публикаций. Источники информации. |
2 |
4 |
6 |
6 |
Техника в арсенале средств журналиста. |
2 |
4 |
6 |
7 |
Мастерская жанров. |
2 |
4 |
6 |
8 |
Факт и новость в журналистике. |
1 |
2 |
3 |
9 |
Журналистские жанры: новость (заметка). |
2 |
4 |
6 |
10 |
Компоновка информационных материалов. |
1 |
2 |
3 |
11 |
Заголовки и лиды: скажи всё, но коротко. |
2 |
7 |
9 |
12 |
Техника интервью: услышать то, что надо читателю. |
1 |
2 |
3 |
13 |
Общение с разными типами «сложных» собеседников. |
1 |
2 |
3 |
14 |
Журналистские жанры: интервью. |
2 |
4 |
6 |
15 |
Журналистские жанры: комментарий. |
2 |
4 |
6 |
16 |
Пресс-конференция. Журналистские жанры: отчет |
2 |
4 |
6 |
17 |
Журналистские жанры: репортаж. |
3 |
12 |
15 |
18 |
Особенности освещения экономических и деловых новостей. |
3 |
6 |
9 |
19 |
Освещение событий общественной жизни |
2 |
4 |
6 |
20 |
Освещение криминальной тематики и чрезвычайных происшествий |
2 |
4 |
6 |
21 |
Освещение религиозной жизни в СМИ. |
2 |
4 |
6 |
22 |
Освещение событий, связанных с состоянием окружающей среды и экологией. |
3 |
7 |
9 |
23 |
Журналистские жанры: статья. |
3 |
9 |
12 |
24 |
Журналистские жанры: зарисовка |
1 |
5 |
9 |
25 |
Журналистские жанры: эссе |
1 |
5 |
6 |
26 |
Культура речи журналиста. Авторская правка и редактирование. |
7 |
14 |
21 |
27 |
Специфика онлайн-текста. |
3 |
6 |
9 |
28 |
Рабочее место и время журналиста. |
2 |
1 |
3 |
29 |
Правовые аспекты работы журналиста. |
2 |
1 |
3 |
30 |
Этичные нормы и стандарты в журналистике. |
2 |
4 |
6 |
Конкурс юных журналистов «С лёгким жанром!» |
0 |
6 |
6 |
|
Подготовка к выпуску сборника. |
0 |
12 |
12 |
|
ВСЕГО |
61 |
155 |
216 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ
ТЕМА 1. Введение в программу.
Знакомство. Цели курса и клуба. Техника безопасности. Выработка правил совместной работы.
ТЕМА 2. Журналистика как профессия и вид общественной деятельности.
Место и роль журналистики в обществе. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражения мнений определенных групп; формирования общественного мнения и др. «Четвертая власть»: ответственность.
Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных и этических норм; глубокие знания в различных областях; владение литературным языком и другие.
ТЕМА 3. Медиасфера Беларуси и г. Дзержинска.
Этимология слов «газета» и «журнал». Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в республике Беларусь. Знакомство с историей городской газеты и сайта.
Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ: информационными, информационно-развлекательными, литературно-художественными и пр. Особенности современных детско-юношеских изданий.
ТЕМА 4. Основы коммуникации для журналистов.
Что такое «коммуникация». Каналы передачи информации.
Коммуникативные знания и умения, необходимые журналисту. Барьеры в процессе коммуникации. Техники активного слушания.
ТЕМА 5. Темы для публикаций. Источники информации.
Где «живут» темы для журналистских материалов.
Основные типы источников информации. Анализ источников информации. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
База данных. Создание и поддержка базы данных.Советы по работе с источниками информации.
ТЕМА 6. Техника в арсенале средств журналиста.
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер). Фотография в журналистском материале. Портрет. Пейзаж. Композиция. Особенности фотографирования людей, животных и природы.
Работа «в поле». Просмотр и анализ работ.
ТЕМА 7. Мастерская жанров.
Понятие жанра. Система жанров в журналистике. Принципы деления на жанры.
Информационные жанры: новость (заметка), отчет, интервью, репортаж, комментарий, хроника. Основная задача – информировать. Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).
Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. Основные задачи – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать сущность. Специфика аналитической журналистики.
Художественно-публицистические жанры: эссе, зарисовка, очерк, фельетон, памфлет. Основные функции: информационная; эстетическая; экспрессивная; просветительская.
Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты.
ТЕМА 8. Факт и новость в журналистике.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Новость. Критерии хорошей новости. Критерии оценки ценности новости.
Требования к информации. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него.
Взрослые правила для юных журналистов: точность и проверка информации;
честность и достоверность; ссылка на источник; разделение фактов и мнений; краткость и ясность. Способы предупреждения фактические ошибок: проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии, географические названия; использовать метод прямого наблюдения, присутствовать на месте события; если допущена ошибка, дать исправление или опровержение в последующих номерах газеты.
ТЕМА 9. Журналистские жанры: новость (заметка).
Новость как жанр (заметка). Заметка – простейшая форма оперативного газетного сообщения, один из распространенных газетных и журнальных жанров. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Структура новости (заметки). Типы заметок.
Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. Нейтральность журналиста. Типичные ошибки при написании новости (заметки).
Найти в газете хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку.
ТЕМА 10. Компоновка информационных материалов.
«Перевернутая пирамида». Понятие лида. Советы по написанию информационных сообщений. Ищем новости.
ТЕМА 11. Заголовки и лиды: скажи всё, но коротко.
Заголовок. Роль заголовка в журналистском материале. Разновидности заголовков. Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки.
Виды лидов. Функции лидов: информировать читателя с минимальной потерей времени; акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста.
Учимся писать лиды, давать заголовки заметкам. Пишем заметки. Читаем и анализируем. Подготовка заметок к печати: правка, редактирование.
ТЕМА 12. Техника интервью: услышать то, что надо читателю.
Интервью как метод и жанр.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Виды вопросов. Мастерство задавать вопросы.
Практикум: разработать план вопросов для коллективного интервью.
ТЕМА 13. Общение с разными типами «сложных» собеседников..
Основные типы «сложных» собеседников. Общение с собеседниками, которые волнуются. Как брать интервью у тех, кто старается скрыть информацию. Общение со враждебно настроенными собеседниками.
Что делать с информацией «не для печати».
ТЕМА 14. Журналистские жанры: интервью.
Интервью как жанр.
Виды и формы интервью: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-зарисовка, коллективное интервью, анкета. Преимущества жанра интервью.
Трудности на разных этапах интервью. Зачем нужно планировать интервью.
Практикум по планированию, проведению и написанию опроса. Подготовка опросов к печати: редактирование.
Практикум по планированию, проведению и написанию интервью. Подготовка интервью к печати: редактирование.
ТЕМА 15. Журналистские жанры: комментарий.
Комментарий как метод и жанр журналистики. Комментарий как жанр и его роль. Цель комментирования, предмет. Ошибки при написании комментария. Построение комментария и его структурные элементы.
Авторская колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Пишем заметку с комментарием.
ТЕМА 16. Пресс-конференция. Журналистские жанры: отчет.
Что такое пресс-конференция. Работа журналиста на пресс-конференции. Подготовка к пресс-конференции с сотрудником учреждения/редакции.
Проведение пресс-конференции. Анализируем свою работу.
ТЕМА 17. Журналистские жанры: репортаж.
Репортаж, его основные задачи. Виды репортажа: событийный (оперативность, хронологичность), познавательный или тематический (в основе тема, а не событие), постановочный, проблемный.
Приметы репортажа. Метод наблюдения, фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я" (журналист – действующее лицо или очевидец), внимание к детали, подробности. Источники информации. Жанровое своеобразие: использование элементов информационных жанров – картинное описание эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Фоторепортаж. Как подписывать фотографии. Черты идеального репортера.
Практикум: ищем и анализируем репортажи. На одном материале пишем расширенную заметку и репортаж. Подготовка репортажа в печать. Пишем и готовим в печать проблемный репортаж на заданную тему.
Создаем тематическую страничку для газеты из написанных материалов.
ТЕМА 18. Особенности освещения экономических и деловых новостей.
Что можно отнести к новостям экономической и деловой жизни. Как сделать экономическую информацию доступной и понятной читателю. Основные источники информации.
Работа в группах: коллективно подготовить тематическую полосу для газеты.
ТЕМА 19. Освещение событий общественной жизни.
Три сектора общества. Источники информации о деятельности организаций общественного сектора. На что надо обращать внимание при подготовке материалов, посвященных деятельности «третьего сектора».
Обработка материалов, посвященных деятельности «третьего сектора».
ТЕМА 20. Освещение криминальной тематики и чрезвычайных происшествий.
Особенности подготовки материалов на криминальную тематику. Какие жанры подходят для освещения криминальной тематики. Источники информации – особенности работы. Этические аспекты осветления криминальной тематики. Самые распространенные ошибки журналистов. Журналистское расследование.
Написать заметку по предложенным фактам криминального характера.
ТЕМА 21. Освещение религиозной жизни в СМИ.
Религиозная сфера жизни, какие события можно отнести к ней. Типичные ошибки и стереотипы, которые допускают журналисты. Источники информации. Особенности взаимоотношений журналистов и представителей духовенства.
ТЕМА 22. Освещение событий, связанных с состоянием окружающей среды и экологией.
Что такое экология, экологическая информация. Роль и функции экологической журналистики. Наиболее распространенные темы и жанры. Этапы работы по подготовке материалов, посвященных экологической тематике. Источники информации. Трудности, с которыми может столкнуться журналист при написании материалов на природоохранную и экологическую тематику.
Подготовка заметки, интервью или репортажа по экологической тематике.
ТЕМА 23. Журналистские жанры: статья.
Статья. Этапы подготовки статьи. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Источники информации для статьи. Особенности структуры статьи. Варианты компоновки статьи.
Проблемная статья. Как найти проблему.
Практикум: проводим анализ проблем, с которыми сталкиваются школьники. Планируем статьи, собираем материал. Пишем статьи, анализируем написанное. Правим написанное: готовим статьи к печати.
ТЕМА 24. Журналистские жанры: зарисовка.
Зарисовка: близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практикум: пишем пейзажную или портретную зарисовку. Анализируем, правим написанное. Почему можно и надо дать зарисовке отлежаться.
ТЕМА 25. Журналистские жанры: эссе.
Эссе: возможность написать то, что хочется. Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Место эссе в СМИ.
Пишем эссе. Анализируем, правим написанное. Даем эссе отлежаться.
ТЕМА 26. Культура речи журналиста. Авторская правка и редактирование.
Язык журналистики. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Требования к языку СМИ. Выразительность текста.
Слово в журналистском тексте. Многозначность слова. Профессиональная лексика, диалектизмы, сленг. Арго и просторечие в журналистике. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Тропы. Стилистические фигуры. Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, ляпалиссиады, тавтология и др. Газетные штампы, ляпы. Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в газете.
Авторская правка и редактирование. Авторский почерк. Что такое авторский почерк. Приметы авторского почерка участников Клуба.
Работа со справочными пособиями, словарями. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов, стилистических фигур, определить их роль в тексте. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры штампов и ляпов. Редактируем и анализируем написанные зарисовки и эссе.
ТЕМА 27. Специфика онлайн-текста..
Перспективы развития онлайн-журналистики. Жанры онлайн-журналистики. Специфика онлайн-текста.Пишем и правим тексты (жанр – по выбору), делаем фотографии к ним – для сайтов газеты «Узвышша» и Центра творчества.
ТЕМА 28. Рабочее место и время журналиста.
Организация рабочего места журналиста. Что значит ненормированный рабочий день». Журналист – не профессия, а образ жизни.
Встреча с сотрудниками редакции газеты «Узвышша».
ТЕМА 29. Правовые аспекты работы журналиста.
Права и обязанности журналиста. Действия журналиста в случае нарушения его прав. Информация, запрещенная для распространения в белорусских СМИ.
ТЕМА 30. Этичные нормы и стандарты в журналистике.
Что такое «профессиональная этика журналиста», для чего нужен кодекс журналистской этики. Этичные аспекты журналистской деятельности. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
Психологические закономерности массовой информационной деятельности. Психологические особенности восприятия информации. Стереотипы общественного сознания. Манипуляция общественным сознанием. Типы манипуляций в журналистике. Читай прессу осознанно!
Конкурс юных журналистов «С лёгким жанром!»
Участники Клуба пишут творческое сочинение в любом выбранном жанре.
Дирекция Центра творчества и руководитель Клуба: подведение итогов конкурса и награждение. Подведение итогов работы Клуба.
Подготовка к выпуску сборника.
Руководитель Клуба и наиболее грамотные, стилистически одаренные участники Клуба: редактирование работ участников Клуба юных журналистов, написанных в течение периода обучения. Подготовка к выпуску сборника.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Участники Клуба:
- освоят теоретические знания и практические навыки в области журналистики и стилистики;
- научатся работать «в поле» – т.е. выходить к людям в места их деятельности и отдыха, свободно общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- научатся работать с различными источниками информации, самостоятельно собирать и обрабатывать информацию;
- научатся самостоятельно создавать информационные и художественно-публицистические произведения разных жанров и на разные темы;
- смогут самостоятельно править и редактировать тексты;
- разберутся в правовых нормах и этических принципах журналистики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2000.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
4. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
5. Мастерство журналиста. Под ред. В.М. Горохова и В.Д. Пельта. М., 1977.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
Интернет-источники:
1. www.testoch.com
2. www.nsportal.ru
Если Вам не нужна вся учебная программа, Вы можете присоединиться к любой текущей группе и посетить только те занятия, которые Вам необходимы с оплатой за количество посещенных занятий. О том, идут ли в нужный Вам момент группы по данному курсу, их расписание и количество свободных мест, стоимость за нужное количество занятий Вы можете узнать в отделе продаж.
.
.
Количество учебных часов: СРОК реализации программы: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с годовой нагрузкой в 216 часов.
Стоимость группового обучения (в том числе онлайн): 420 рублей в месяц. Информацию обо всех скидках на групповое обучение Вы можете прочитать здесь. Скидки от 5 до 50%!
.
Все, что Вам необходимо для качественного и результативного обучения, у нас есть!
3.1 Размещать комментарии, которые:
3.1.1 нарушают соответствующие законы Республики Беларусь и международные правовые акты;
3.1.2 призывающие к экстремизму, национальной розни, оскорбительные, угрожающие, клеветнические, порнографические.
3.2 Недоброжелательно высказываться по отношению к другим участникам комментирования.
3.3 Использовать грубые, нецензурные выражения и оскорбления в любой форме, сообщения, грубые по тону и содержанию.