.
Программа_ПИСАТЕЛЬСТВО
Литературное сочинительство имеет огромное значение в становлении личности, создает благоприятные условия для развития воображения, правильной, грамотной речи, нестандартного мышления. Потому развивать сочинительство полезно, независимо от того, станет человек литератором или нет.
Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, создать условия для самовыражения. Тем более, что многие ребята в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии создания художественного текста, страхов, неуверенности в своих силах бросают занятия литературным творчеством.
Настоящая программа поможет ребятам психологически подготовиться к трудностям жизни литератора, понять особенности этой профессии, развить творческие способности и практические навыки в сфере сочинительства, писательства.
Объединение собирает ребят разных возрастных групп – 10-17 лет. Это можно назвать позитивным моментом в плане преемственности, обучения сотрудничеству разновозрастных детей, взаимопомощи.
Для развития литературных способностей предусмотрен ряд специальных методических приёмов. Особое внимание уделяется развитию воображения, письменной речи, стилистике текста.
Каждый ребенок стартует со своей отметки в плане сочинительства, имеет свои предпочтения и интересы. И задача курса – выявить творческие возможности каждого участника объединения и обучать, развивать его с учетом потенциальных возможностей. Потому предусмотрены коллективные, групповые и индивидуальные занятия.
Программа предусматривает теоретическую и практическую части. Система занятий построена так, чтобы каждый раз участники объединения узнавали что-то новое, обогащали словарный запас, приобретали навыки самостоятельной работы, учились писать небольшие поэтические и прозаические произведения.
Количество ребят в учебной группе не должно превышать 15 человек.
ФОРМЫ занятий, предусмотренные программой:
- Ø индивидуальная, групповая и коллективная деятельность;
- Ø теоретические занятия;
- Ø ролевые игры;
- Øвыполнение развивающих заданий;
- Øнаписание афоризмов, стихов, рассказов, сказок;
- Ø активные методы формирования системы общения: свободные творческие дискуссии, встречи с писателями, литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции;
- Ø подготовка написанных материалов для публикаций в прессе, на сайтах, в сборнике;
- Øработа со справочной литературой – словарями, справочниками, энциклопедиями, Википедией и т.п.
СРОК реализации программы: 1 учебный год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с годовой нагрузкой в 144 часа.
НОВИЗНА программы (отличительные особенности): программа даёт возможность участникам объединения:
- Ø постигнуть на практике множество секретов писательства;
- Ø войти в круг творческого общения с писателями г. Дзержинска;
- Ø создать портфолио из опубликованных в печати работ.
ЦЕЛЬ программы:
- Øсоздание условий для оптимальной творческой самореализации личности через постижение основ писательского мастерства.
В ходе обучения реализуются следующие ЗАДАЧИ.
Обучающие:
- Ø изучать теоретические основы писательского мастерства;
- Ø формировать практические умения в области сочинительства и стилистики;
- Ø формировать навыки композиционного построения и написания коротких литературных произведений – афоризмов, стихов, рассказов, сказок;
- Ø формировать практические навыки представлять собственные литературные произведения публике;
- Ø формировать практические навыки освобождения от распространенных писательских страхов;
- Ø формировать навыки совместной деятельности, диалогового общения.
Воспитывающие:
- Ø формировать представления о писательстве как о профессии и одном из видов общественной деятельности;
- Ø формировать потребность в постоянном расширении кругозора;
- Ø формировать культуру общения и поведения в социуме;
- Ø воспитывать культуру речи;
- Ø воспитывать активную жизненную позицию;
- Ø формировать нравственные основы личности будущего писателя.
Развивающие:
- Ø развивать познавательный интерес к писательству как виду литературной деятельности;
- Ø развивать литературный дар и иные творческие способности;
- Ø развивать наблюдательность, внимание к окружающему миру;
- Ø психологически подготавливать к литературной деятельности;
- Ø развивать образное и логическое мышление;
- Ø вырабатывать индивидуальные особенности языкового стиля;
- Ø развивать свободное, нестандартное мышление, умение передавать свою мысль в письменной и устной форме;
- Ø развивать интерес к изучению гуманитарных дисциплин (русский и белорусский языки, литература, история, культурология, эстетика и др.);
- Ø развивать коммуникативные и деловые качества – такие, как самостоятельность, аккуратность в работе, умение управлять своим временем;
- Ø развивать потребности в саморазвитии и умения самостоятельно приобретать и применять знания.
СТРУКТУРА программы: весь учебный материал разделен на 20 тем. В каждой теме предусмотрены теоретическая и практическая части. Превалируют практические задания, во время выполнения которых участники объединения осваивают теоретические основы курса.
В течение года к праздникам или значимым датам готовятся и проводятся литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции из сочинений участников объединения.
По окончании программы проводится конкурс начинающих писателей «На волне вдохновения» и выпускается сборник, который соберет лучшие работы участников объединения, написанные за период обучения.
Материально-методическое ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Хорошо освещённый, проветриваемый кабинет с достаточным количеством столов и стульев. Компьютер с доступом в интернет, принтер, сканер. Доска или флипчарт, маркеры, ножницы, клей, скотч, бумага.
2. Учебно-методическое обеспечение: книги на тему писательства, пособия по русскому и белорусскому языкам, стилистике, словари, справочники, энциклопедии, Википедия; фотографии писателей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Знакомство. Введение в программу. |
0,5 |
1,5 |
2 |
2 |
Писательство как профессия и вид общественной деятельности. |
0,5 |
1,5 |
2 |
3 |
Почти мистическое искусство. |
1 |
1 |
2 |
4 |
Рабочее время и место писателя. |
2 |
2 |
4 |
5 |
Практика в писательстве. Преодоление страхов. |
1 |
3 |
4 |
6 |
Мастерская жанров: ищем свою нишу. |
0,5 |
1,5 |
2 |
7 |
Поэзия. |
2 |
6 |
8 |
8 |
Проза: афоризм. |
0,5 |
1,5 |
2 |
9 |
Проза: где «живут» идеи. |
1 |
3 |
4 |
10 |
Проза: пишем рассказ. Секреты захватывающих историй. |
6 |
20 |
26 |
11 |
Как писать фантастику. |
1 |
3 |
4 |
12 |
«Волшебные палочки» писателя: пишем сказку. |
1 |
5 |
6 |
13 |
Культура речи писателя. |
8 |
18 |
26 |
14 |
Объем произведения. Авторская правка и редактирование. |
1 |
3 |
4 |
15 |
Вдохновение. Если зашли в тупик… |
1 |
1 |
2 |
16 |
«Воспитываем» своих читателей. |
1 |
1 |
2 |
17 |
Как писали и пишут писатели. |
0,5 |
3,5 |
4 |
18 |
Новые средства – новые возможности. |
2 |
2 |
4 |
19 |
Правовые аспекты в работе писателя. Издательский договор. |
1 |
1 |
2 |
20 |
Этичные нормы в писательстве. |
1 |
1 |
2 |
Подготовка и проведение литературных гостиных, литературно-музыкальных композиций. |
4 |
16 |
20 |
|
Конкурс «На волне вдохновения». |
0 |
4 |
4 |
|
Подготовка к выпуску сборника. |
0 |
8 |
8 |
|
ВСЕГО |
37 |
107 |
144 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ
ТЕМА 1. Знакомство. Введение в программу.
Знакомство. Цели курса и объединения. Техника безопасности. Выработка правил совместной работы.
ТЕМА 2. Писательство как профессия и вид общественной деятельности.
«Я знаю силу слов…»: назначение писателя и писательства. Признаки дара писателя. Образ идеального писателя.
Знакомство с ранее написанными текстами участников объединения.
ТЕМА 3. Почти мистическое искусство.
Мистические моменты писательства. Для кого пишем: писатель и читатель. Краски писателя: образ и образность.
Ищем образы в ранее написанных участниками объединения произведениях.
ТЕМА 4. Рабочее время и место писателя.
Планируем свой труд. Как организовать рабочее место. Работа вне дома. Где взять время на сочинительство. В какое время лучше работать. Роль ритуалов в писательстве. Придумываем ритуалы. Как не отвлекаться во время работы. Зачем и как сочинителю расслабляться. Способы оптимизации творческого процесса.
ТЕМА 5. Практика в писательстве. Преодоление страхов.
Восемь причин писать ежедневно. Утренние странички. Практикуемся: пишем утренние странички. О «страшном страхе» белого листа и других писательских страхах. Критика и самокритика. Как справляться с внутренним критиком.
ТЕМА 6. Мастерская жанров: ищем свою нишу.
Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры: эпические, лирические, драматические; синтетические (смешанные). Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка, анекдот, притча, афоризм и др.
ТЕМА 7. Поэзия.
Основы стихосложения. ДОМ для стихов: законы создания поэтического произведения. Музыка в поэзии: стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме. Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка. Композиция. Понятие о строфе. Разновидность строф. Разновидности стихотворений: акростих, вольный стих, смешанный стих, верлибр, белый стих, стихи в прозе.
Написание собственных коротких стихотворных произведений, в том числе по заданным началам. Чтение написанных текстов.
ТЕМА 8. Проза: афоризм.
Законченное литературное произведение – за минуту. Пишем афоризмы.
ТЕМА 9. Проза: где «живут» идеи.
Где брать идеи для будущих произведений. Создаем поток идей. Пиши о том, что знаешь. Зачем сочинителю читать книги других писателей. Смотрим вокруг и учимся. Генератор идей. Создаем свои генераторы идей. Как принимать идеи.
ТЕМА 10. Проза: пишем рассказ. Секреты захватывающих историй.
Из истории рассказа. Характерные признаки рассказа.
Планирование. Авторский замысел, цель произведения. Волшебный вопрос «А что, если…». Главный герой и другие персонажи. Мотив героя. Техника «Пять строк». Раскрываем персонажей. Эволюция героя. Как назвать литературных героев и персонажей. Сюжет. Композиция (архитектоника) литературного произведения. Базовое деление истории: от завязки к развязке. «Жили-были…»: удачное начало рассказа. Повествование: повествователь, рассказчик, автор и его образ. От первого лица. От третьего лица. Это странное второе лицо… Середина истории: выбираем темп. Конфликт и гармония. Конфликты внутренние и внешние. Кульминация и «точка невозврата». Тайна и острые сцены. Признаки хорошей и плохой концовки рассказа. Виды концовок. Если концовка не получается… Пишем концовку рассказа. «Как мы лодку назовем…»: называем рассказ. Монолог и диалог в тексте. Внимание к деталям. Эстетическая эмоция.
Пишем черновик второго рассказа с помощью интуиции. Выбираем свой стиль письма. Пишем черновик третьего рассказа: с помощью техники «Почти как в сказке…». Зачем написанному нужно «отлежаться».
ТЕМА 11. Как писать фантастику.
Фантастика – одно из самых востребованных направлений в литературе на данный момент. Сила воображения. Трудность – создать уникальный мир. Возможный источник идей для научной фантастики.
Пишем фантастический рассказ.
ТЕМА 12. «Волшебные палочки» писателя: пишем сказку.
ГОП – и в сказке (Герой, его Образ, его Путешествие). ИТД – испытания, трудности, достижения. Особенности жанра сказки. Определяем возраст своего читателя. Будим свое воображение. Набрасываем план.
Пишем сказку. Анализируем, правим написанное. Даем сказке отлежаться.
ТЕМА 13. Культура речи писателя.
Особенности художественного языка. Стили речи. Язык и стиль.
Слово в писательском тексте. Стилистика текста. Требования к слогу писателя: ясность, точность, чистота речи. «Краски писателя».
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы, провинциализмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, сленг. Синонимы, антонимы. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Средства художественной выразительности. Стилистические фигуры: обращение, повторение, градация, антитеза, умолчание, восклицание. Тропы: метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония.
Основные ошибки начинающих сочинителей. Канцеляризмы. Тавтология, речевая избыточность. Ошибки словоупотребления. Диалог: как оформить в тексте. Как сделать текст читабельным: выделяем абзацы, разбиваем предложения, следим за ритмом и темпом. Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование сочинителями в текстах. Авторский почерк, стиль. Приметы авторского почерка участников объединения.
ТЕМА 14. Объем произведения. Правка и редактирование.
Как высчитать объем произведения и для чего. Понятие авторского листа.
Вычитка рукописи: почему свой текст «видеть» сложнее и как увидеть его лучше. Авторская правка. Что такое литературное редактирование.
Высчитываем объем написанных произведений. Вычитываем рукописи. Редактируем и анализируем написанные рассказы и сказки.
ТЕМА 15. Вдохновение. Если зашли в тупик…
Какое оно, вдохновение, где его черпать. Справляемся с писательским блоком.
ТЕМА 16. «Воспитываем» своих читателей.
Как найти поддержку. Важные шаги на пути «воспитания» своего читателя. Ищем единомышленников.
ТЕМА 17. Как писали и пишут писатели.
Как писали и организовывали свой труд классики: советы от великих. Готовимся к неудачам. Встреча с писателями г. Дзержинска: открытое общение.
ТЕМА 18. Новые средства – новые возможности.
Где и как можно размещать свои произведения в Интернете. Электронные книги. Самиздат. Веб-сайт, блог. Социальные сети.
ТЕМА 19. Правовые аспекты в работе писателя. Издательский договор.
Законы РБ, которыми руководствуются белорусские писатели. Плагиат.
Авторское право. Издательский договор.
ТЕМА 20. Этичные нормы в писательстве.
О профессиональной этике писателя. Прототипы. Этика в текстах.
Подготовка и проведение литературных гостиных, литературно-музыкальных композиций.
Литературные гостиные с презентацией своего творчества, к значимым датам. В основе литературно-музыкальных композиций – собственные произведения.
Конкурс «На волне вдохновения».
Участники Клуба пишут творческое сочинение в любом выбранном жанре, читают его. Подведение итогов конкурса и награждение в номинациях «Лучшее стихотворение», «Лучший рассказ», «Лучший чтец своего стихотворения».
Подведение итогов работы Клуба. Список полезной, полезной литературы.
Подготовка к выпуску сборника.
Руководитель и наиболее грамотные участники объединения: редактирование лучших работ участников объединения, написанных за период обучения.
Поток сознания. ???
Ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ. Участники Клуба:
- Ø освоят теоретические знания и практические умения, навыки в области сочинительства и стилистики;
- Ø научатся самостоятельно искать темы для своих произведений, определять их идеи, цели;
- Ø научатся свободно ориентироваться в жанровом разнообразии литературы;
- Ø научатся композиционно выстраивать и писать короткие стихи, рассказы, эссе;
- Ø смогут самостоятельно править и редактировать литературные тексты;
- Ø обогатят словарный запас;
- Ø узнают о том, как защитить авторское право и какие законодательные акты регулируют писательский процесс;
- Ø разберутся в этических принципах писателей.
КРИТЕРИИ оценки результатов:
- Ø литературные работы, опубликованные на сайте и на страницах издания «Узвышша», в детских печатных изданиях;
- Ø личное портфолио каждого участника объединения, состоящее из самостоятельно написанных афоризмов, стихов, рассказов, эссе;
- Ø участие в мероприятиях с литературно-музыкальными композициями, составленными из произведений участников объединения;
- Øсборник литературных произведений, написанных за период обучения писательскому мастерству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
2. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
3. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
4. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
Интернет-источники:
1.
3.
Если Вам не нужна вся учебная программа, Вы можете присоединиться к любой текущей группе и посетить только те занятия, которые Вам необходимы с оплатой за количество посещенных занятий. О том, идут ли в нужный Вам момент группы по данному курсу, их расписание и количество свободных мест, стоимость за нужное количество занятий Вы можете узнать в отделе продаж.
.
.
Количество учебных часов: СРОК реализации программы: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с годовой нагрузкой в 216 часов.
Стоимость группового обучения (в том числе онлайн): 420 рублей в месяц. Информацию обо всех скидках на групповое обучение Вы можете прочитать здесь. Скидки от 5 до 50%!
.
Все, что Вам необходимо для качественного и результативного обучения, у нас есть!
3.1 Размещать комментарии, которые:
3.1.1 нарушают соответствующие законы Республики Беларусь и международные правовые акты;
3.1.2 призывающие к экстремизму, национальной розни, оскорбительные, угрожающие, клеветнические, порнографические.
3.2 Недоброжелательно высказываться по отношению к другим участникам комментирования.
3.3 Использовать грубые, нецензурные выражения и оскорбления в любой форме, сообщения, грубые по тону и содержанию.