.
Курс: МИКС-Программа, журналистика и писательство
Письменная речь – наилучшая из форм речи. Когда человек говорит устно, речь может быть сбивчивой, несвязной, нелогичной. Когда он пишет, есть время привести мысли в порядок, организовать свою речь – подобрать нужные слова и расставить их так, чтобы они зазвучали, то есть сделать речь стройной и красивой.
Письменная речь – особый инструмент развития личности. Она помогает лучше понять и внутренний мир, и внешний, развить воображение, нестандартное мышление.
Письменная речь также – прекрасное средство общения с другими людьми, т.к. приходит время, когда пишущий человек выносит свои произведения на суд читателя. Не зря же в наше время такими популярными стали социальные сети, блоги, форумы в интернете. Даже элементарные sms-ки прежде, чем отправить адресату, надо написать.
Школьный возраст фонтанирует идеями, замыслами, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, создать условия для самовыражения. Тем более, большинство людей именно в школьном возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии создания художественного либо публицистичного текста, страхов, неуверенности в своих силах бросают занятия творчеством.
Курс клуба «МИКС» предназначен для тех ребят, которые любят писать, желают развивать выразительные средства своей письменной речи, хотят попробовать силы в литературном сочинительстве и журналистике, понять особенности профессий, определиться, какая из них ближе. «Миксовцы» смогут психологически подготовиться к трудностям жизни литератора и журналиста.
Программа поможет расширить кругозор, оценить творческий потенциал, а также понять, как анализировать и лучше понимать устное и печатное слово. Ребята научатся творчески мыслить, свободно писать на любые темы, при этом интересно рассказывать о происходящих вокруг событиях.
В современном мире, когда стремительно развиваются средства информации, меняется информационная структура общества, требуется новый подход к формам работы с детьми: современные технологии могут стать инструментом познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из интернета.
Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятий ребята напишут материалы в разных газетных и литературных жанрах, научатся самостоятельно делать правку авторского текста, поучаствуют в конкурсах, творческих мастерских, деловых играх, в мастер-классах, на которых пообщаются со специалистами по интересующим темам.
Участники клуба попробуют себя в роли настоящих журналистов и писателей. Лучшие их работы будут напечатаны на страницах районной газеты «Узвышша», на сайте Центра творчества детей и молодежи, в детских изданиях.
Коммуникативная направленность обучения по этой программе даст участникам возможность научиться адаптироваться в изменяющемся социуме и общаться с различными типами собеседников, работать как индивидуально, так и в коллективе.
Т.о., программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности и предусматривает теоретическую и практическую части.
Задача курса – выявить творческие возможности каждого участника объединения и обучать, развивать его с учетом потенциальных возможностей. Потому предусмотрены коллективные, групповые и индивидуальные занятия.
Система занятий построена таким образом, чтобы каждый раз «миксовцы» узнавали что-то новое, обогащали словарный запас, приобретали навыки самостоятельной работы, учились писать журналистские и писательские материалы в различных жанрах. Для этих целей предусматриваются групповые и индивидуальные занятия. Количество ребят в учебной группе не должно превышать 12 человек.
ФОРМЫ занятий, предусмотренные программой:
- теоретические занятия (коллективная деятельность);
- практические занятия (коллективная, групповая и индивидуальная деятельность);
- ролевые игры;
- выполнение развивающих заданий;
- работа с прессой и книгами – обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, исследование;
- подготовка публицистических и художественных материалов для публикаций в прессе, на сайтах, в сборнике;
- активные методы формирования системы общения: опрос, свободная творческая дискуссия, встречи с сотрудниками редакции, писателями и интересными людьми, литературные гостиные;
- работа со справочной литературой – словарями, справочниками, энциклопедиями, Википедией и т.п.;
- участие в мероприятиях, конкурсах.
СРОК реализации программы: 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 (2) часа с годовой нагрузкой в 216 (144) часов.
НОВИЗНА программы (отличительные особенности). Программа даёт возможность участникам объединения:
- постигнуть на практике множество секретов журналистики и писательства;
- войти в круг творческого общения с журналистами и писателями г. Дзержинска;
- создать портфолио из опубликованных в печати работ.
ЦЕЛЬ программы:
- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности через постижение основ журналистского и писательского мастерства.
В ходе обучения реализуются следующие ЗАДАЧИ.
Обучающие:
- изучать теоретические основы журналистского и писательского мастерства;
- формировать практические умения в области журналистики, писательства и стилистики;
- формировать навыки композиционного построения и написания журналистских и литературных произведений;
- формировать навыки совместной деятельности, диалогового общения, культуры общения с миром средств массовой информации и интернета;
- развивать умение работать в разных жанрах публицистического и художественного стилей;
- формировать практические навыки представлять собственные литературные произведения публике;
- формировать практические навыки освобождения от распространенных писательских страхов;
- формировать умение работать с диктофоном, компьютером, осваивать азы работы с фотоаппаратом;
- формировать практические навыки создания тематических страниц в районной газете.
Воспитывающие:
- формировать представления о журналистике и писательстве как профессиях, играющих специфические роли в жизни общества;
- формировать осознанное отношение к журналистике и писательству как видам общественной деятельности;
- формировать потребность в постоянном повышении информированности, расширении кругозора;
- формировать культуру речи, общения и поведения в социуме;
- воспитывать активную жизненную позицию, социальную активность;
- формировать нравственные основы личности;
- помогать в первичной профориентации.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к медиасфере;
- развивать литературный дар, иные творческие способности;
- развивать наблюдательность, внимание к окружающему миру;
- психологически подготовить к профессиям журналиста и писателя;
- развивать образное и логическое, свободное и нестандартное мышление;
- развивать умение выступать устно и письменно;
- развивать интерес к изучению гуманитарных дисциплин (русский и белорусский языки, литература, история, обществознание, право);
- вырабатывать индивидуальные особенности языкового стиля;
- развивать коммуникативные и деловые качества – такие, как самостоятельность, активность, ответственность, аккуратность;
- развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания;
- развивать потребности в саморазвитии.
КРИТЕРИИ оценки результатов:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики, опубликованные на сайте и на страницах издания «Узвышша»;
- самостоятельная подготовка к публикации материалов для сайта ЦТ;
- результаты участия в творческих конкурсах и выставках;
- личное портфолио каждого участника Клуба.
Главный критерий – подготовленный к публикации материал. Конечно, не все ребята способны освоить материал программы в одинаковой степени, у каждого из них свои интересы, предпочтения и возможности, потому предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.
Материально-методическое обеспечение:
1. Хорошо освещенный и проветриваемый кабинет с достаточным количеством столов и стульев для 15 человек. Компьютер с возможностью подключиться к интернету, принтер, сканер, фотоаппарат. Доска или флипчарт, маркеры, ножницы, клей, скотч, бумага.
2. Учебно-методическое обеспечение: газеты, журналы, книги по темам, касающимся журналистики, писательства, стилистики русского и белорусского языков, словари, пособия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-го года обучения
№ урока |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Введение в программу. |
1 |
2 |
8 |
2 |
Основы коммуникации для журналистов и писателей. |
2 |
1 |
8 |
3 |
Техника в арсенале средств журналиста и писателя. |
2 |
1 |
8 |
4 |
Где «живут» идеи и темы. Где «живут» идеи и темы. |
2 |
4 |
12 |
5 |
Факт, мнение, новость. |
2 |
4 |
8 |
6 |
Воображение и вдохновение. |
2 |
4 |
6 |
7 |
Мастерская жанров. |
2 |
4 |
8 |
8 |
Журналистские жанры. |
1 |
2 |
|
9 |
Особенности освещения некоторых видов новостей. |
2 |
4 |
20 |
10 |
Писательские жанры. |
1 |
2 |
|
Конкурс «С лёгким жанром!» |
0 |
6 |
4 |
|
ВСЕГО |
61 |
155 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА 1. Введение в программу.
Знакомство. Цели курса и клуба. Техника безопасности. Выработка правил совместной работы.
Журналистика как профессия и вид общественной деятельности. Место и роль журналистики в обществе. Функции журналистики: информационная; коммуникативная; выражения мнений определенных групп; формирования общественного мнения и др. «Четвертая власть»: ответственность.
Требования к журналисту: компетентность; объективность; соблюдение профессиональных и этических норм; глубокие знания в различных областях; владение литературным языком и другие.
Писательство как профессия и вид общественной деятельности.
«Я знаю силу слов…»: назначение писателя и писательства. Признаки дара писателя. Образ идеального писателя. Почти мистическое искусство. Для кого пишем: писатель и читатель. Детский писатель. Краски писателя: образ и образность.
Медиасфера Беларуси и г. Дзержинска. Этимология слов «газета», «журнал», «книга». Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в республике Беларусь и Дзержинском районе. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ: информационными, информационно-развлекательными, литературно-художественными и пр. Особенности современных детско-юношеских изданий.
Детская книга. Каждому возрасту – свое. Знакомство с книгами для детей разных возрастов, анализ.
ТЕМА 2. Основы коммуникации для журналистов и писателей.
Коммуникация с внешним миром. Что такое «коммуникация». Каналы передачи информации. Коммуникативные знания и умения, необходимые пишущему человеку. Барьеры в процессе коммуникации. Техники активного слушания.
Общение с разными типами «сложных» собеседников. Основные типы «сложных» собеседников. Общение с собеседниками, которые волнуются. Как брать интервью у тех, кто старается скрыть информацию. Общение со враждебно настроенными собеседниками. Что делать с информацией «не для печати».
Преодоление себя. О «страшном страхе» белого листа и других журналистских и писательских страхах. Восемь причин писать ежедневно. Утренние странички. Критика и самокритика. Как справляться с внутренним критиком.
ТЕМА 3. Техника в арсенале средств журналиста и писателя.
Основные инструменты журналиста и писателя. Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер, телефон и пр. гаджеты).
Фотография в журналистском материале. Портрет. Пейзаж. Композиция. Особенности фотографирования людей, животных и природы. Работа «в поле». Просмотр и анализ работ.
ТЕМА 4. Где «живут» идеи и темы.
Что такое «идея», «тема». Где брать идеи для будущих произведений. Темы для журналистских и писательских материалов.
Источники информации в журналистике. Основные типы источников информации и их анализ. Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники. Собственное мнение журналиста. Собственное видение и фантазии. Правила оформления. Советы по работе с источниками информации.
Создаем поток идей. Пиши о том, что знаешь. Зачем читать книги. Смотрим вокруг и учимся. Волшебные вопросы. Генераторы идей. Как принимать идеи.
Ищем и оформляем темы.
Базы данных. Создание и поддержка баз данных.
ТЕМА 5. Факт, мнение, новость.
Факт как объект интереса и материал для работы. Новость. Критерии хорошей новости в журналистике. Критерии оценки ценности новости.
Взрослые правила для юных журналистов. Требования к информации: краткость и ясность; точность и проверка информации; честность и достоверность; проверка источника и ссылка на него; разделение фактов и мнений. Способы предупреждения фактических ошибок.
ТЕМА 6. Воображение и вдохновение. Тренируем воображение. Вымысел и фантазия в журналистике и писательстве. Поток сознания. Специальные техники и упражнения. «Мозгограмма». Вдохновение, где его черпать. Быть «в потоке». Если зашли в тупик… Справляемся с писательским блоком.
ТЕМА 7. Мастерская жанров.
Понятие жанра. Принципы деления на жанры. Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты.
Система жанров в журналистике. Информационные жанры: новость (заметка), отчет, интервью, репортаж, комментарий, хроника. Основная задача – информировать. Основные требования к информативной публицистике: оперативность, правдивость, полнота отражения явлений современной жизни, актуальность, доступность, выразительность, фактологичность. Аналитические жанры: статья, обозрение, отзыв, рецензия. Основные задачи – сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать сущность. Специфика аналитической журналистики. Художественно-публицистические жанры: эссе, зарисовка, очерк, фельетон, памфлет. Основные функции: информационная; эстетическая; экспрессивная; просветительская.
Ищем свою нишу в писательстве. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры: эпические, лирические, драматические; синтетические (смешанные). Жанры лирических произведений: стихотворение, поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка, анекдот, притча, афоризм и др.
ТЕМА 8. Журналистские жанры.
Новость (заметка) как жанр. Заметка – простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Структура новости (заметки). Типы заметок. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.
Нейтральность журналиста. Типичные ошибки при написании новости (заметки). Пишем заметку.
Заголовки и лиды: скажи всё, но коротко. Компоновка информационных материалов. «Перевернутая пирамида». Понятие лида. Виды лидов. Функции лидов: информировать читателя с минимальной потерей времени; акцентировать внимание на самом главном в информации с точки зрения журналиста. Советы по написанию информационных сообщений.
Заголовок. Роль заголовка в журналистском материале. Разновидности заголовков. Объем заголовков, их стилистика. Констатирующие заголовки. Образные заголовки.
Интервью: услышать то, что надо читателю. Интервью как универсальный метод получения информации. Интервью как жанр. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-диалог, интервью-сообщение, коллективное интервью, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос.
Логика интервью. Моделирование ситуации. Виды вопросов. Мастерство задавать вопросы. Трудности на разных этапах интервью. Зачем нужно планировать интервью. Оформление интервью. Практикум по планированию, проведению и написанию опроса. Подготовка опросов к печати.
Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Комментарий как жанр и его роль. Цель комментирования, предмет. Ошибки при написании комментария. Построение комментария и его структурные элементы.
Авторская колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Пишем заметку с комментарием.
Пресс-конференция. Журналистские жанры: отчет. Что такое пресс-конференция. Работа журналиста на пресс-конференции. Подготовка к пресс-конференции с сотрудником учреждения/редакции. Проведение пресс-конференции. Анализируем свою работу. Как написать отчет.
Репортаж. Его основные задачи. Виды репортажа: событийный,), познавательный или тематический, постановочный, проблемный. Приметы репортажа. Метод наблюдения, фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора событий для репортажа. Оперативность, динамичность, наглядность, активное авторское "я", внимание к детали, подробности. Источники информации. Жанровое своеобразие.
Фоторепортаж. Как подписывать фотографии. Черты идеального репортера.
Практикум: ищем и анализируем репортажи. На одном материале пишем расширенную заметку и репортаж. Подготовка репортажа в печать. Пишем и готовим в печать проблемный репортаж на заданную тему.
Статья. Этапы подготовки статьи. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения. Источники информации для статьи. Особенности структуры статьи. Варианты компоновки статьи.
Проблемная статья. Как найти проблему.
Проводим анализ проблем, с которыми сталкиваются школьники. Планируем статьи, собираем информацию. Пишем статьи, анализируем, готовим к печати.
Зарисовка. Близость к малым формам художественной литературы. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете. Пишем пейзажную или портретную зарисовку. Анализируем, правим написанное. Почему можно и надо дать зарисовке отлежаться.
Эссе. Возможность написать то, что хочется. Близость к малым формам художественной литературы. Место эссе в СМИ. Пишем эссе. Анализируем, правим написанное. Даем эссе отлежаться.
ТЕМА 9. Особенности освещения некоторых видов новостей.
Экономические и деловые новости. Что можно отнести к новостям экономической и деловой жизни. Как сделать экономическую информацию доступной и понятной читателю. Основные источники информации. Работа в группах: коллективно подготовить новости для тематической полосы в газете.
События общественной жизни. Три сектора общества. Источники информации. На что надо обращать внимание при подготовке материалов, посвященных деятельности «третьего сектора». Обработка материалов, посвященных деятельности «третьего сектора». Пишем журналистский материал в самостоятельно выбранном жанре.
Криминальная тематика и чрезвычайные происшествия. Особенности подготовки материалов на криминальную тематику. Какие жанры подходят для освещения криминальной тематики. Источники информации – особенности работы. Этические аспекты осветления криминальной тематики. Самые распространенные ошибки журналистов. Журналистское расследование. Пишем заметку/расширенную заметку по предложенным фактам криминального характера.
Религиозная сфера жизни. Какие события можно к ней отнести. Типичные ошибки и стереотипы, которые допускают журналисты. Источники информации. Особенности взаимоотношений журналистов и представителей духовенства. Пишем журналистский материал в самостоятельно выбранном жанре.
События, связанные с состоянием окружающей среды и экологией. Что такое экология, экологическая информация. Роль и функции экологической журналистики. Наиболее распространенные темы и жанры. Этапы работы по подготовке материалов. Источники информации. Трудности, с которыми может столкнуться журналист при написании материалов на природоохранную и экологическую тематику. Подготовка заметки, интервью или репортажа по экологической тематике.
ТЕМА 10. Писательские жанры.
Поэзия. Основы стихосложения. ДОМ для стихов: законы создания поэтического произведения. Музыка в поэзии: стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Рифма: мужская и женская; полная, неполная; парная, перекрестная, окольцовка. Композиция. Строфа, ее разновидности. Разновидности стихотворений: акростих, вольный стих, смешанный стих, верлибр, белый стих, стихи в прозе.
Написание собственных коротких стихотворных произведений. Чтение, разбор и анализ написанных текстов.
Афоризм. Законченное литературное произведение – за минуту. Пишем афоризмы.
Сказка. «Волшебные палочки» писателя. ГОП – и в сказке (герой, образ, путешествие). ИТД – испытания, трудности, достижения. Особенности жанра сказки. Возраст читателя. Будим свое воображение. Набрасываем план. «Жили-были…»: начало сказки. «Сказочные» шаблоны. Пишем сказку. Анализируем, правим написанное. Даем сказке отлежаться.
Рассказ. Характерные признаки. Секреты захватывающих историй. Планирование. Авторский замысел, цель произведения. Волшебный вопрос «А что, если…». Главный герой и другие персонажи. Мотив и эволюция героя. Техника «Пять строк»: раскрываем персонажей. Как назвать персонажей. Повествователь, рассказчик, автор и его образ. От первого лица. От третьего лица. Это странное второе лицо… Монолог и диалог в тексте. Внимание к деталям. Эстетическая эмоция.
Сюжет. Композиция (архитектоника) литературного произведения. Базовое деление истории: от завязки к развязке. Удачное начало рассказа. Середина истории: выбираем темп. Конфликт и гармония. Конфликты внутренние и внешние. Кульминация и «точка невозврата». Тайна и острые сцены. Виды концовок. Признаки хорошей и плохой концовки рассказа. Если концовка не получается… «Как мы лодку назовем…»: называем рассказ.
Интуиция – в помощь: еще один способ письма. Техника «Почти как в сказке…». Выбираем свой стиль письма.
Пишем рассказ.
Фантастика. Одно из самых востребованных направлений в литературе на данный момент. Трудность – создать уникальный мир. Сила воображения. Возможный источник идей для научной фантастики.
Пишем фантастический рассказ.
КОНКУРС «С лёгким жанром!»
Участники клуба пишут творческое сочинение в любом выбранном жанре по предложенным темам.
Дирекция Центра творчества и руководитель клуба: подведение итогов конкурса и награждение. Подведение итогов работы клуба. Список полезной литературы.
Прогноз результативности 1-го года обучения
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Участники Клуба в конце первого года обучения должны знать:
- основные теоретические моменты в области журналистики и писательства;
- особенности жанров журналистских и писательских произведений;
- особенности освещения некоторых видов новостей;
уметь:
- работать «в поле» – т.е. выходить к людям в места их деятельности и отдыха, свободно общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- работать с различными источниками информации, самостоятельно собирать и обрабатывать информацию;
-- самостоятельно создавать информационные и художественно-публицистические произведения разных жанров;
- владеть техническими средствами, необходимыми в работе журналиста и писателя.
КРИТЕРИИ оценки результатов:
- литературные работы, опубликованные на сайте и на страницах издания «Узвышша», в детских печатных изданиях;
- личное портфолио каждого участника клуба, состоящее из самостоятельно написанных произведений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-го года обучения
№ урока |
Тема |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Вводное занятие Рабочее место и время писателя и журналиста. |
3 |
1 |
4 |
2 |
Новые средства – новые возможности. |
2 |
1 |
12 |
3 |
Специфика онлайн-текста. |
2 |
1 |
8 |
4 |
Культура речи. Стилистика текста. |
2 |
4 |
|
5 |
Авторская правка и редактирование. Объём произведения. |
2 |
4 |
4 |
6 |
Дизайн. |
2 |
4 |
|
7 |
Правовые аспекты, этичные нормы и стандарты в журналистике и писательстве. |
2 |
4 |
6 |
8 |
«Воспитываем» своих читателей. |
1 |
2 |
4 |
9 |
Психологические особенности восприятия текстов. |
2 |
4 |
6 |
10 |
Где и как печататься. Издательский договор. |
2 |
2 |
4 |
Подготовка к выпуску сборника. |
0 |
12 |
8 |
|
ВСЕГО |
61 |
155 |
144 |
Содержание программы 2-го года обучения
ТЕМА 1. Рабочее место и время писателя и журналиста.
Организация рабочего места журналиста. Что значит ненормированный рабочий день». Журналист – не профессия, а образ жизни.
Встреча с сотрудниками редакции газеты «Узвышша».
Планируем свой труд. Как организовать рабочее место. Работа вне дома. Где взять время на сочинительство. В какое время лучше работать. Роль ритуалов в писательстве. Придумываем ритуалы. Как не отвлекаться во время работы. Зачем и как сочинителю расслабляться. Способы оптимизации творческого процесса.
Как писали и пишут писатели. Как организовывали свой труд классики: советы от великих. Готовимся к неудачам. Встреча с писателями г. Дзержинска: открытое общение.
ТЕМА 2. Новые средства – новые возможности.
Программы, облегчающие труд журналиста (Пресс-сервер и другие).
Обзор программ для писателей, облегчающих работу («Скривенер», «Райтер5» и другие). На программу надейся – а сам не плошай.
Социальные сети. Блоги и сайты: особенности, платные и бесплатные. Формы работы блогами и сайтами. Форумы. Аудитория. Тематика.
Хостинг. Домен. Заголовки. Рубрики. Создание своего блога, обучение работе с ним.
ТЕМА 3. Специфика онлайн-текста. Перспективы развития онлайн-журналистики. Жанры онлайн-журналистики. Специфика онлайн-текста. Структурная организация сетевого новостного текста. Специфика онлайн-коммуникации.
Особенности новостных текстов для сайтов и блогов. Особенности новостных текстов в соцсетях. Как «раскрутить» блог/сайт.
Пишем тексты, онлайн-тексты (жанр – по выбору). Делаем фотографии к текстам – для сайтов газеты «Узвышша», Центра творчества. Развиваем свой блог (на протяжении всего учебного года).
ТЕМА 4. Культура речи. Стилистика текста.
Язык журналистики. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Требования к языку СМИ. Выразительность текста.
Язык литературного произведения. Особенности художественного языка. Стили речи. Язык и стиль. Требования к слогу писателя: ясность, точность, чистота речи. «Краски писателя».
Слово в тексте. Многозначность слова. Синонимы, антонимы. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, варваризмы, провинциализмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, сленг. Арго и просторечие. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Тропы. Стилистические фигуры. Диалог: как оформить в тексте. Как сделать текст читабельным. Абзацы. Ритм и темп.
Основные ошибки начинающих журналистов и сочинителей. Канцеляризмы. Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте. Газетные штампы, ляпы. Тавтология, речевая избыточность. Ошибки словоупотребления.
Активный и пассивный словарь. Словари, справочники, их тематика и использование в текстах. Работа со справочными пособиями, словарями.
ТЕМА 5. Авторская правка и редактирование. Объём произведения.
Авторская правка и редактирование. Авторский почерк, стиль. Приметы авторского почерка участников Клуба.
Объем произведения. Правка и редактирование.
Как высчитать объем произведения и для чего. Понятие авторского листа.
Вычитка рукописи: почему свой текст «видеть» сложнее и как увидеть его лучше. Авторская правка. Что такое литературное редактирование.
Высчитываем объем написанных произведений. Вычитываем рукописи. Редактируем и анализируем написанные рассказы и сказки.
ТЕМА 6. Дизайн.
Аудитория. Тематика газеты. Структура газеты. Дизайн газеты. Разбивка тем по полосам. Понятие верстки. Шрифт. Стили заголовков. Контент. Компоновка материалов на газетной полосе. Макет газеты. Оформление выходных данных. Цветность. Инфографика и другие «фишки». Тематические подборки и полосы. Авторские колонки. Пусть дизайн будет простым.
Создаем печатную тематическую страницу для газеты из написанных материалов. Верстка. Программа ПДФ и другие. Создаем виртуальную страницу для газеты из написанных материалов.
Печатная и ПДФ-книга: что общего и в чем различия. Создаем собственные ПДФ-книги.
ТЕМА 7. Правовые аспекты, этичные нормы и стандарты в журналистике и писательстве.
Законы РБ, которыми руководствуются белорусские писатели. Плагиат.
Авторское право. Издательский договор.
Права и обязанности журналиста. Действия журналиста в случае нарушения его прав. Информация, запрещенная для распространения в белорусских СМИ.
Что такое «профессиональная этика журналиста», для чего нужен кодекс журналистской этики. Этичные аспекты журналистской деятельности. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
Этичные нормы в писательстве. О профессиональной этике писателя. Прототипы. Этика в текстах.
ТЕМА 8. «Воспитываем» своих читателей.
Как найти поддержку. Важные шаги на пути «воспитания» своего читателя. Ищем единомышленников. Как общаться с близкими и друзьями, если нас не понимают. Приемы психологической самозащиты.
ТЕМА 9. Психологические особенности восприятия текстов.
Закономерности массовой информационной деятельности. Психологические особенности восприятия информации. Стереотипы общественного сознания. Манипуляция общественным сознанием. Типы манипуляций в журналистике. Читай прессу осознанно!
ТЕМА 10. Где и как печататься. Издательский договор.
Где и как можно размещать свои произведения в Интернете. Электронные книги. Самиздат. Веб-сайт, блог. Социальные сети. Можно ли зарабатывать веб-журналистикой и писательством. Издательский договор: как подписать, чтобы не обидеть себя.
Подготовка к выпуску сборника лучших работ.
Руководитель и наиболее грамотные, стилистически одаренные участники клуба МИКС: редактирование работ, написанных в течение периода обучения. Подготовка к выпуску сборника.
Прогноз результативности 2-го года обучения
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Участники Клуба в конце 2-го года обучения
должны знать:
- теоретические основы веб-журналистики и веб-писательства;
- теоретические основы стилистики;
- как защитить авторское право и какие законодательные акты регулируют журналистский и писательский процессы;
уметь:
- организовать свои рабочие места;
- использовать онлайн-возможности для своих текстов;
- самостоятельно обрабатывать информацию и подавать ее в блогах и на сайтах;
- самостоятельно править и редактировать тексты;
КРИТЕРИИ оценки результатов:
- литературные работы, опубликованные на сайте и на страницах издания «Узвышша» и Центра творчества;
- развитыйблог клуба МИКС;
- сборник лучших произведений, написанных за период обучения журналистскому и писательскому мастерству.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
3. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2000.
4. Мастерство журналиста. Под ред. В.М. Горохова и В.Д. Пельта. М., 1977.
5. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
7. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
9. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
Интернет-источники:
1. www.testoch.com
3.
Если Вам не нужна вся учебная программа, Вы можете присоединиться к любой текущей группе и посетить только те занятия, которые Вам необходимы с оплатой за количество посещенных занятий. О том, идут ли в нужный Вам момент группы по данному курсу, их расписание и количество свободных мест, стоимость за нужное количество занятий Вы можете узнать в отделе продаж.
.
.
Количество учебных часов: СРОК реализации программы: 2 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 (2) часа с годовой нагрузкой в 216 (144) часов.
Стоимость группового обучения (в том числе онлайн): 420 рублей в месяц. Информацию обо всех скидках на групповое обучение Вы можете прочитать здесь. Скидки от 5 до 50%!
.
Все, что Вам необходимо для качественного и результативного обучения, у нас есть!
3.1 Размещать комментарии, которые:
3.1.1 нарушают соответствующие законы Республики Беларусь и международные правовые акты;
3.1.2 призывающие к экстремизму, национальной розни, оскорбительные, угрожающие, клеветнические, порнографические.
3.2 Недоброжелательно высказываться по отношению к другим участникам комментирования.
3.3 Использовать грубые, нецензурные выражения и оскорбления в любой форме, сообщения, грубые по тону и содержанию.