ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Отрыв школьного и университетского образования от уровня компетенций, которых требует время, и соответственно от рынка труда – эту проблему озвучивают все эксперты. В отечественной школе не формируются нужные компетенции для качественной подготовки к поступлению в вузы, а последние не готовят студентов к тому, чтобы будущие профессионалы соответствовали требованиям компаний и рынка труда.
— Пока большинство готово эту проблему терпеть, потому что в Беларуси есть еще много мест, куда берут на работу, даже тех, кто ничего не умеет. Хотя процент населения, открыто выражающего недовольство качеством школьного образования, растет, — отмечает модератор, тренер Рады Еўропы Ольга Поддубная.
Наряду со снижением качества обучения происходит инфляция образования. В стране 91% выпускников школ идет в университеты. При этом, согласно исследованию Всемирного банка, страна занимает последнее в регионе по уровню и качеству профессиональных компетенций у выпускников вузов.
Эстония наглядно показывает, что решить проблему качества образования вполне реально. В 2015 году страна была на третьем месте рейтинга PISA в мире и лучшей в Европе. За десять лет, что страна участвует в мониторинге, ее показатели значительно улучшились.
Член правления целевого учреждения «Иннове», бывшая работница эстонского Министерства образования Биргит Лао объясняет этот феномен тем, что власти поняли – единственное, за счет чего страна может двигать экономику – человеческий капитал. «Мы богаты настолько, насколько квалифицированы наши люди», — повторяют лидеры страны. Ведь у Эстонии, как и у Беларуси, нет природных ресурсов или производств, способных обеспечить гражданам безбедную жизнь.
Одна из важных проблем, которую отмечали участники дискуссии — нечувствительность Министерства образования к мнению профессионального сообщества и общества в целом. Образование по законодательству должно регулироваться на государственно-общественной основе. Но как раз общественный компонент в Беларуси сильно проседает.
Финансирование – база, без которой невозможны никакие изменения в системе. Хотя образование остается среди приоритетных сфер, финансируемых из государственного и местных бюджетов, средств в системе не хватает.
Ключ к решению: Выступая на «Кастрычніцкам эканамічнам форуме «Основы будущего» старший научный сотрудник в сфере образования Исследовательского центра ЮНИСЕФ «Инноченти» Доминик Ричардсон подчеркивал, что Беларусь тратит достаточно средств на систему образования. В среднем 5% от ВВП. Но если проблемы с финансированием отмечают и работники сферы, и эксперты, то стоит изучить, как же эти деньги распределяются и повысить эффективность финансирования.
Читать дальше: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=28129
3.1 Размещать комментарии, которые:
3.1.1 нарушают соответствующие законы Республики Беларусь и международные правовые акты;
3.1.2 призывающие к экстремизму, национальной розни, оскорбительные, угрожающие, клеветнические, порнографические.
3.2 Недоброжелательно высказываться по отношению к другим участникам комментирования.
3.3 Использовать грубые, нецензурные выражения и оскорбления в любой форме, сообщения, грубые по тону и содержанию.