КАК ВСЕ-ТАКИ ПРИБЛИЗИТЬ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА: ОЧЕНЬ АДЕКВАТНАЯ СТАТЬЯ ОТ ЭКСПЕРТА ВЛАДИМИРА ДУНАЕВА
-Вообще, сейчас в мире считается, что деньги, вложенные в образование, дают большую отдачу, чем какое-либо еще капиталовложение. Это и индивидуальная, и общественная отдача, и монетарная, и немонетарная.
Работодатели часто говорят, что университеты мало чему могут научить, поэтому создаются, например, корпоративные университеты. И уже часто звучит идея о том, что, может быть, и не надо учиться так долго, потому что достаточно фундаментальных общих знаний и мотивации – а всему остальному можно за пару месяцев обучиться на рабочем месте.
Пока еще высшая школа удерживает монополию на распределение социальных статусов. То есть университет выдает дипломы, «корочки», за которыми люди туда и идут. Если бы «корочки» выдавали другие институции, люди шли бы туда.
Сегодня зачастую работодатель хочет получить работника с высшим образованием, но ему не важна специальность. Нужно, чтобы человек был достаточно зрелым, обладал навыками коммуникации, культурой речи и письма, но не обязательно профессиональными навыками.
– Как вы думаете, каким образом можно приблизить систему высшего образования к потребностям рынка труда? Чтобы специалисты, которых выпускают вузы, на самом деле были востребованы?
– Существует ряд специальных механизмов, которые у нас, правда, с чудовищным опозданием, но все-таки начали осознаваться. Например, это национальные рамки квалификации – стандарты, которые разрабатывает работодатель в каждой сфере и предъявляет высшей школе. А та, в свою очередь, должна позаботиться, чтобы выпускники обладали востребованными компетенциями, то есть соответствовали профессиональному стандарту.
Все наши соседи уже обзавелись национальными рамками квалификации и профессиональными стандартами. Правда, в январе этого года появилось 34-е постановление Совмина, которое обозначает перспективу перехода к новой системе профессиональных квалификаций. Но пока в разработке два проекта профессиональных стандартов, а их нужны тысячи! Такими темпами мы даже через сто лет не догоним те же Кыргызстан или Казахстан, у которых эти стандарты уже есть.
3.1 Размещать комментарии, которые:
3.1.1 нарушают соответствующие законы Республики Беларусь и международные правовые акты;
3.1.2 призывающие к экстремизму, национальной розни, оскорбительные, угрожающие, клеветнические, порнографические.
3.2 Недоброжелательно высказываться по отношению к другим участникам комментирования.
3.3 Использовать грубые, нецензурные выражения и оскорбления в любой форме, сообщения, грубые по тону и содержанию.